Радханатха Свами

Принцип майявады заключается в том, что «изначально Бог безличен», а «Его нисхождение в этот мир — просто временное воплощение». Майявади утверждают, что «тело Кришны — это иллюзия, майя, Его имя — майя, Его игры — майя, Его учение — майя, Сам Кришна — майя, и весь этот мир — майя». Потому их и называют «майявади». По их мнению, существует только одна Истина — всепроникающий безличный Брахман. Преданное служение они также считают майей, но принимают его как метод, с помощью которого можно возвыситься над остальной майей и раствориться в Брахмане. Они говорят: «Вы должны повторять Святые Имена и поклоняться Божествам, но когда вы очиститесь, нужно отбросить все это, потому что это майя». Такова философия майявады. Если вы слышите ее, нужно либо заткнуть уши и повторять Харе Кришна, либо опровергнуть ее, либо немедленно покинуть это место. Слушать ее нельзя, потому что эта философия разрушит ваше желание служить Богу. Но тут есть одна сложность — порой майявади говорят точь-в-точь как преданные, и их можно слушать неделями.

В 1972 году я побывал в Митхиле. Это одно из самых святых мест в мире, где родилась и выросла Сита-деви; здесь Господь Рама переломил могучий лук Шивы и женился на Сите. Я пришел в Митхилу на праздник Рама-навами и жил там в течение месяца. В то время я еще не присоединился к движению Харе Кришна и жил как садху — просил милостыню, спал под деревьями. Иногда я путешествовал один, а иногда присоединялся к другим садху, ночевал с ними на берегу реки и занимался какой-нибудь медитацией. В то время я мало что понимал. И вот в Митхиле я встретил удивительного садху. Это был добросердечный, разумный, прекрасно образованный человек, который к тому же свободно говорил по-английски. У него был великолепный голос, и он постоянно воспевал имена Ситы и Рамы. Этот садху мог часами рассказывать об играх Господа Рамы, при этом из его глаз лились слезы, а по телу пробегала дрожь. Я путешествовал вместе с ним и думал: «Как же мне повезло общаться с таким великим святым!» Однажды мы пришли в Рама-мандир. В тот день в храме был пир, и всем бесплатно раздавали прасад (настоящие садху всегда знают, где можно получить бесплатный прасад). Пока мы вкушали, этот садху рассказывал мне об играх Господа Рамы, и я с огромным удовольствием слушал его. К тому времени я общался с ним уже восемь дней. Вдруг он спросил меня:

— Знаешь, почему я с таким воодушевлением повторяю имена Господа Рамы и рассказываю о Его играх?

— Пожалуйста, расскажите!

— Я занимаюсь этим, чтобы стать Рамой!

— Что значит «стать Рамой»?

— На самом деле Рама — это иллюзорная форма. Но прославляя Его и повторяя Его имена, можно достичь безличного Брахмана. Поэтому, когда я повторяю Святые Имена, из моих глаз текут слезы…

Доев прасад, я сказал ему, что мне нужно идти и больше к нему не вернулся.

В Индии есть множество прекрасных рассказчиков, которые говорят о Кришне и о Раме, цитируя наизусть «Шримад-Бхагаватам». Мы можем подумать: «Это то, о чем говорил Прабхупада!» и будем с радостью внимать им. Но на самом деле большинство этих рассказчиков считают игры Господа майей, пригодной лишь для того, чтобы с ее помощью достичь безличного Брахмана. Поэтому, прежде чем слушать кого-либо, мы должны выяснить, какой философии следует этот человек. Даже если он прославляет Кришну, и нам нравится слушать его, но при этом его истинным мотивом является зависть к Богу, то в процессе слушания эта зависть проникнет и в наше сердце. Если мы не знаем наверняка, какой философии следует человек, мы должны оказывать ему почтение так же, как и всем живым существам. Преданные ко всем относятся уважительно. Но слушать мы должны только тех, о ком точно знаем, что они вайшнавы, желающие служить Господу.

(лекция 97.09.13)

Поделиться: